На вторичном рынке постоянно появляются объявления о продаже автомобилей, ранее использовавшихся как такси. Для личного использования такие машины не пригодны в силу больших пробегов, но могут применяться в таксопарках в областных или районных городах. Перед покупкой автомобиль нужно тщательно проверить, отметая варианты в очень плохом состоянии.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
В крупных таксопарках используются автомобили в базовом оснащении. Обычно приобретают машины белого цвета, как самые дешевые, а затем оклеивают кузов пленкой. Автомобили сдаются в аренду водителям, что не слишком хорошо влияет на техническое состояние.
Наемные водители мало следят за машинами, а постоянная смена шоферов приводит к нарушению графика обслуживания.
Также на вторичном рынке встречаются частные автомобили, которые использовались владельцами как такси. Определить такую машину легко – при оформлении страхового полиса
ОСАГО в документе ставится соответствующая пометка, попадающая в общедоступные базы. Состояние автомобиля зависит от условий эксплуатации, некоторые частники используют машину как такси нерегулярно. При постоянной эксплуатации в качестве такси годовые пробеги легко переваливают за невероятные для большинства автолюбителей 80-100 тыс. км.
Иногда частники покупают для работы в такси автомобили с пробегом. Логика достаточно простая – при минимальных вложениях получить машину, которая сможет принести доход. Естественно, что при таком подходе обслуживание и ремонт осуществляются по остаточному принципу. Для устранения поломок используют самые дешевые детали или комплектующие с разборок. С другой стороны, ужесточение законодательства вытесняет такие автомобили из такси на периферию – даже в областных городах встретить «убитую» машину в такси сложно. Свою роль сыграли и агрегаторы, которые предлагают аренду автомобиля по всей стране. По мере износа машины списывают с баланса, и они попадают на вторичный рынок.
Покупка автомобиля после таксопарка всегда требует взвешенного подхода. В силу большого пробега машина наверняка потребует вложений, если не сразу после покупки, то через несколько тысяч километров пробега. Основными критериями при выборе являются цена и техническое состояние, но финансовое положение владельца должно быть соответствующим – при отсутствии средств отремонтировать машину не получится. Покупать автомобиль для дальнейшей эксплуатации как такси не всегда выгодно, зачастую проще использовать арендную машину от агрегатора такси.
Пробег
Нужно понимать, что такси берут в аренду для заработка, поэтому ежедневные пробеги могут легко превышать 500 км. За год такой автомобиль легко набегает 120-150 тыс. км, соответственно для 3-летних экземпляров показания одометра свыше 300 тыс. км будут нормой. По факту на вторичный рынок зачастую попадают автомобили после 3-4 лет в такси с пробегами 100-120 тыс. км. Естественно, что эти цифры скорректированы, весь вопрос в определении реального пробега.
В такси редко используются автомобили с развитой электроникой, хранящие сведения о пробеге в блоках управления. Судить о пробеге по состоянию салона тоже сложно – машина используется для постоянной перевозки людей, что приводит к быстрому загрязнению и износу сидений и дверных карт. При оценке пробега целесообразно ориентироваться на возраст и средний ежегодный пробег в пределах 100 тыс. км.
С частниками ситуация несколько иная, все зависит от интенсивности использования автомобиля в такси. Если человек просто подрабатывал, то пробег за год может составить всего 15-20 тыс. км. Если работа в такси была основной, то пробег частного такси ничем не отличается от пробега автомобиля из корпоративного парка. Единственным преимуществом частника будет один водитель, на машине из таксопарка каждый день может ездить новый водитель.
Внешний вид
Определить общее состояние автомобиля можно по внешнему виду. Наличие многочисленных вмятин и повреждений пластика указывает на нежелание собственника вкладываться в ремонт. При отсутствии явных дефектов нужно внимательнее осматривать кузов, даже при отсутствии информации о ДТП в общедоступных источниках. Придираться к разнице цвета деталей на такси нет смысла, ведь из-за оклейки кузова пленкой лакокрасочное покрытие выгорает пятнами. Если машина продается в пленке, то под защитным слоем могут оказаться неприятные сюрпризы в виде очагов коррозии или глубоких дефектов лакокрасочного покрытия.
Нужно внимательно осмотреть машину и оценить равномерность зазоров между деталями, сильные перекосы указывают на деформацию кузова или деталей. Затем нужно открыть капот и осмотреть лонжероны и брызговики передних колес, которые страдают при авариях и почти никогда не меняются. Не менее важно оценить равномерность полос герметика на сварных швах – слой краски в моторном отсеке должен быть очень тонким и без распыла лака. Аналогичный осмотр нужно провести и в багажнике, при ударах обычно деформируется пол и ниша для запасного колеса.
Проверять такси толщиномером особого смысла нет, так как при интенсивной эксплуатации неизбежны повреждения кузова. С другой стороны, прибор позволит найти участки кузова, восстановленные шпаклевкой. Слой шпаклевки может закрывать сварные швы на стойках – следы ремонта сильно поврежденного кузова. При осмотре такси нужно требовать осмотра дверных проемов со снятием резиновых уплотнителей – отсутствие сварной точки однозначно указывает на ремонт кузова.
При осмотре автомобиля из такси есть смысл обратить внимание на различные узлы под капотом или в салоне. Зачастую при больших пробегах для ремонта используют детали, купленные на разборках. Само по себе применение таких элементов не является криминалом, с другой – указывает на большой пробег или повреждение машины в аварии. Понять происхождение детали или узла легко по маркировкам, которые наносят сотрудники разборок краской на корпуса или крепления. Если при установке с деталей была смыта маркировка краской, то отличить узел с разборки достаточно сложно.
Изредка на вторичном рынке попадаются автомобили, которые использовались в такси неофициально. Как правило, на таких машинах будут следы от постоянной установки и снятия световой панели на крыше. В реалиях 2025 г. наткнуться на такие экземпляры можно только в небольших населенных пунктах. Основная масса такси оклеивается в пленку и имеет соответствующую запись в истории, что позволяет безошибочно идентифицировать прошлое автомобиля.
Лобовое стекло и передняя часть кузова позволяют судить о пробеге автомобиля. Мутные от песка фары и большое количество сколов с одной стороны говорят о большом пробеге, а с другой – об отсутствии вторичной окраски. Ветровое стекло на современных автомобилях является расходной деталью, хотя на такси его меняют не часто из-за стремления снизить расходы. Боковые стекла в такси бьются редко, как и на остальных автомобилях. Замена стекол производится после аварии или внештатной ситуации. Ориентироваться на маркировку стекол тоже нельзя, зачастую на одной машине с завода ставятся стекла разных производителей. Нужно заранее знать особенности рассматриваемой модели, а затем делать выводы о прошлом машины по стеклам.
При осмотре машины нужно обращать внимание на дополнительную шумоизоляцию в моторном отсеке или багажнике. Зачастую оклейка используется для сокрытия следов ДТП или сильной коррозии. Например, смятую нишу для запасного колеса вытягивают, а затем оклеивают из салона шумоизоляцией. Расчет прост – далеко не каждый покупатель станет осматривать автомобиль на подъемнике и обратит внимание на складки на внешней части ниши для запасного колеса.
Салон
При осмотре нужно снимать чехлы с сидений – при интенсивной эксплуатации ткань на креслах протирается. Сильнее всего страдает кресло водителя, особенно если машиной управлял грузный человек. Просевшая подушка или лопнувший пластик будет нормой для автомобиля старше 3-4 лет. Если автомобиль использовал аккуратный водитель, то салон будет чистым, хотя и со следами интенсивной эксплуатации. Иногда автомобиль после такси выкупается перекупами, которые при минимуме затрат наводят лоск в салоне, а затем выставляют машину на продажу.
Частники иногда используют нехитрый трюк для маскировки большого пробега. На новый автомобиль ставят салон, купленный на разборке, а перед продажей производят обратную замену с одновременной корректировкой одометра. Покупатель видит машину, которая вроде и использовалась в такси, но выглядит практически новой по салону. Осмотр салона является только частью проверки автомобиля, поэтому ориентироваться только на износ кресел или рулевого колеса нельзя.
Силовой агрегат
При регулярном обслуживании следов течи масла или антифриза на двигателе или коробке не будет даже при больших пробегах. Если при осмотре автомобиля, который ранее использовался как такси, весь мотор залит маслом, то вполне вероятны проблемы. Все определяется ценой, вполне возможна течь через потерявшие эластичность прокладки. Нужно внимательно изучать номер двигателя и сравнивать его с данными из ПТС и СТС – не исключено, что агрегат меняли из-за сильного износа или повреждения в аварии.
Ходовая часть
Осмотр автомобиля на подъемнике даст дополнительную информацию о его состоянии и качестве обслуживания. Помимо состояния подвески нужно оценить повреждения кузова. Иногда на такси с большими пробегами появляются усталостные трещины на кузове, на днище и порогах есть вмятины, а пластиковые брызговики разбиты или полностью отсутствуют. Внешний вид нижней части автомобиля лишь подтвердит качество обслуживания. Если за машиной следили, то на днище не будет никаких серьезных повреждений.
Диагностика
Проведение компьютерной диагностики является обязательным этапом. Нужно анализировать как активные, так и архивные ошибки. Объем информации по результатам диагностики зависит от модели и марки автомобиля. В ряде случаев диагностика позволяет оценить состояние роботизированной коробки, проверить пробег по данным в блоках управления. Диагностику нужно проводить в условиях сервиса, ведь только специалист точно знает – где и какая информация хранится в блоках управления.
Заключение
Покупка автомобиля, использовавшегося в такси, является сомнительным мероприятием. Машины продают при исчерпании ресурса или после восстановления, что неминуемо сказывается на надежности. Безусловно, можно найти достаточно «живой» экземпляр, хотя использовать такую машину для личного использования нецелесообразно. Лучше поискать другой вариант без прошлого в таксопарке, пусть он обойдется и немного дороже.