Как проверить, не находится ли автомобиль в розыске: официальные источники

Как проверить, не находится ли автомобиль в розыске: официальные источники

Советы 20.03.25
Одной из не слишком частых юридических проблем с подержанными автомобилями является нахождение машины в розыске. Наличие автомобиля в базах легко проверяется по VIN и занимает всего несколько минут. Проверка является частью общего изучения прошлого автомобиля перед покупкой.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
В случае угона автомобиль подается в розыск на основании заявления владельца. В ряде случаев безответственные собственники подают в угон машины, проданные сторонним лицам без каких-либо документов, подтверждающих сделку. В этом случае при обнаружении автомобиля лицо, подавшее заявление на розыск, рискует быть привлеченным к ответственности за ложный донос. Розыск может объявляться и в случае покидания владельцем места совершения ДТП.

Машина может попасть в розыск в случае исчезновения вместе с лицом, управляющим автомобилем по доверенности. Еще один случай – розыск автомобиля, находящегося в залоге с целью передачи банку или финансовой организации для последующей реализации и погашения долга. В любом случае, после получения заявления ГАИ вносит автомобиль в базу машин, числящихся в розыске.

В случае обнаружения и возврата автомобиля законному владельцу сведения из базы данных убирают. Покупка машины, находящейся в розыске, создаст большие проблемы новому владельцу. С высокой долей вероятности продавец, получив деньги от невнимательного покупателя, просто исчезнет. Выяснится, что паспорт и личные данные продавца подложные, найти человека будет достаточно сложно.

Как выбрать летнюю резину для автомобиля Как выбрать летнюю резину для автомобиля
По статистике, в среднем в РФ за год угоняется около 20 тыс. автомобилей. Процент возврата невелик – обратно к собственникам попадет всего около 10% угнанных машин. Остальные легализуются под имеющего донора, эксплуатируются в отдаленных регионах без изменения маркировочных данных либо разбираются на запчасти.

В теории, по маркировке ряда деталей можно отследить их принадлежность к конкретному автомобилю (на основе запроса на завод-изготовитель). На практике никто не занимается подобными расследованиями.

База ГАИ и Госуслуги


Основной и самый надежный способ проверки – использование базы ГАИ на портале МВД России. Достаточно ввести VIN автомобиля, система выгрузит отчет с нужными данными. Параллельно можно запросить дополнительные сведения о машине. Собранная информация даст примерную картину технического состояния осматриваемого автомобиля и его прошлого. Аналогичный запрос можно подать через сайт Государственных услуг.

Проверка через ГАИ и Госуслуги бесплатная, что является большим преимуществом. Есть небольшие тонкости – для проверки через ГАИ не нужна регистрация на сайте, для подачи запроса через Госуслуги требуется учетная запись на портале. При подаче запроса на Госуслугах помимо VIN или номера кузова либо рамы можно использовать номер свидетельства СТС. Вместе с проверкой на розыск нужно убедиться в отсутствии залогов, поскольку автомобиль может разыскиваться банком. Убедиться в отсутствии залога можно дополнительно через сайт Федеральной Нотариальной палаты.

Агрегаторы


Существует несколько десятков сайтов, собирающих сведения об автомобиле из разных источников. Отчет будет платным, в бесплатном бланке будет только краткая информация. Отчет есть смысл приобретать после проверки автомобиля на сайте ГАИ, поскольку других баз данных угнанных и находящихся в розыске в РФ машин не существует. Некоторые агрегаторы предлагают проверку по регистрационному номеру, что не совсем правильно. Номер на автомобиле может быть подложным и снятым с машины той же модели, но не находящейся в розыске. Для подачи запроса нужно указывать VIN либо номер рамы (основных номерных агрегатов).

Возможные проблемы


Если человек не проверил автомобиль на угон, то проблема обнаружится уже на стадии постановки на учет. Дальнейшее развитие ситуации зависит от ряда факторов. Если продавец скрылся, то его розыск может занять годы. Автомобиль будет изъят у покупателя и через некоторое время передан настоящему собственнику. Покупатель в этом случае оказывается без машины и денег. Если продавец никуда не скрывался, то можно попытаться расторгнуть сделку и вернуть деньги.

В этом случае без автомобиля и денег рискует остаться продавец, поскольку угнанная машина будет изъята и возвращена собственнику. На этом моменте появляется нюанс – запросить возврат можно той суммы, которая указана в договоре купли-продажи. Именно по этой причине важно указывать подлинную цену, а не символические 100-200 тыс. руб. Если продавец не желает добровольно возвращать деньги, то придется расторгать сделку через суд. В случае положительного решения суда продавец может вернуть деньги либо взыскание осуществляется через судебных приставов. В последнем случае возврат может занять годы, особенно при отсутствии у продавца стабильного официального источника дохода.

Нюансы


Если при проверке автомобиль не числится в розыске, то это не означает скрытых проблем. Замечание особенно касается машин, популярных у угонщиков. По состоянию на 2025 г. иногда «всплывают» автомобили, угнанные более 20 лет назад и легализованные путем замены маркируемых площадок и документов. Нужно сразу оговориться – большинство признаков проблемного в плане угона автомобиля рядовой покупатель сразу не заметит.

В первую очередь важно изучить бумажный ПТС, электронный формуляр подделать невозможно – требуется только проверить данные об автомобиле и владельце по базе. Поддельные бумажные ПТС отличаются достаточно низким качеством изготовления – имеются отличия в шрифтах, плохо выполнены водяные знаки и защитная голограмма. Распознать подделку легко при наличии под рукой подлинного ПТС, достаточно сравнить документы между собой.

На каждом автомобиле есть несколько маркировочных этикеток, расположенных на кузове. При переклеивании точно совместить этикетки невозможно, по кромке остается слой клея, хорошо видный при освещении ультрафиолетовым светом. Распознать подделку легко по шрифтам и внешнему виду защитных элементов на бумаге этикетки, для проверки нужно знать внешний вид подлинной наклейки.

Угнанные автомобили иногда «подводят» под имеющиеся документы от другой машины, которая не подлежит восстановлению, но имеет точно такие же или близкие опции. Иногда выявить проблему удается при проверке цвета кузова и салона – код цвета отделки сидений по этикетке отличается от кода, выгружаемого при проверке автомобиля по базе данных запчастей.

Если коды цветов совпадают, но подозрения остаются, то нужно проверять дату изготовления деталей. Чаще всего осмотр начинают с бирок на ремнях безопасности – дата производства должна соответствовать дате выпуска автомобиля. Максимальный срок хранения деталей на складах составляет 2-3 месяца. Например, если машина по ПТС собрана в августе 2015 г., то ремни могут иметь дату выпуска с мая по август этого же года. Прочие даты являются признаком проблемы – нужно смотреть маркировку на других деталях.

На кузове автомобиля всегда нарезается VIN, номер находится в моторном отсеке или в салоне на поперечине под сиденьем переднего пассажира. На ряде моделей автомобилей номер дублируется, перед выездом на осмотр нужно заранее выяснить места нарезки номеров. Ряд производителей использует дополнительную маркировку для защиты от угона – наклейка на специальной бумаге с VIN, которые ставятся на ряд деталей кузова и салона.

Угонщики могут легализовать автомобиль путем переноса маркируемой панели с донора либо повторного нанесения VIN. Во втором случае подделку достаточно легко распознать по другому шрифту и прочим признакам, но для определения подделки нужны навыки эксперта. Если была вварена деталь кузова, то требуется изучение поверхностей вокруг маркируемой панели. Проблемой является распыл краски вокруг и на панели с другим оттенком, наличие слоя лака. Иногда маркируемую панель можно осмотреть с другой стороны, просунув в полость кузова камеру эндоскопа или зеркало на телескопической рукоятке.

При производстве автомобиля VIN заносится в память блоков управления. В случае развитой электронной системы злоумышленники при легализации угнанной машины не всегда вносят корректировки во все блоки. Проблема обнаруживается при проведении компьютерной диагностики, просто нужно заранее знать – где искать информацию. С другой стороны, еще до диагностики на проблемной машине будут обнаружены расхождения дат производства деталей или иные следы легализации угнанного экземпляра под имеющегося донора.

Провести качественную проверку автомобиля для рядового покупателя достаточно сложно. Для экономии времени и нервов есть смысл пригласить специалиста на осмотр с заключением договора. При поиске достаточно свежей машины целесообразно заказать подбор автомобиля с доскональной проверкой технического состояния и анализа на наличие юридических проблем. Другой способ уйти от потенциальных рисков – покупка новой машины, что не всегда возможно по финансовым причинам.

Заключение


Проверить автомобиль на угон можно через базу ГАИ на портале МВД РФ или при помощи сайтов-агрегаторов, черпающих сведения из той же базы. Доскональный осмотр понравившейся машины позволит найти признаки возможной легализации после угона. Нужно обращать внимание на даты изготовления деталей, маркировочные таблички и наклейки. При появлении малейших сомнений лучше отказаться от покупки или привлечь для проверки эксперта, который сделает вывод об автомобиле.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?