Рынок подержанных автомобилей из Японии: как привезти и растаможить выгодно

Рынок подержанных автомобилей из Японии: как привезти и растаможить выгодно

Советы 20.03.25
Доминирующее положение китайских автомобильных брендов в РФ заставляет ряд покупателей искать способы ввоза машин других марок. Одной из популярных стран для покупки подержанных автомобилей является Япония. При грамотном подходе можно стать владельцем машины с небольшим пробегом и в хорошем оснащении при достаточно гуманном ценнике.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Автомобильный рынок Японии достаточно своеобразен – машины отличаются богатым оснащением (например, Toyota), при этом основная масса техники имеет компактные размеры. Подавляющее большинство автомобилей имеет правое расположение рулевого управления. Европейское или левое расположение встречается только на некоторых премиальных моделях европейских марок, причем бюджетные машины зачастую адаптированы под требования японского рынка. Компактные размеры страны сказываются на пробегах – попадающие на вторичный рынок машины имеют пробег в пределах 30-40 тыс. км при возрасте 3-5 лет.

Еще одной отличительной чертой японского автомобильного рынка является насыщенность. По этой причине найти подержанный экземпляр достаточно легко, хотя на данном этапе возникает проблема – машины в основном продаются через торговые площадки. Перед продажей автомобиль проходит осмотр с заполнением оценочного листа, по которому можно быстро понять основные недостатки. Оценочный лист всегда прикладывается к объявлению о продаже машины через аукцион. Большим преимуществом подержанных машин, реализуемых в Японии, является подлинность пробега. Корректировка одометра считается преступлением, приводящим к аннулированию лицензии торговой площадки и прочим неприятностям.

Ценовая политика


Подержанные автомобили в Японии, вопреки существующему мнению, не отличаются низкой ценой. Минимальную стоимость имеют компактные машины старше 10 лет, но ввезти и оформить такую машину в РФ практически невозможно. Чаще всего японцы продают автомобили через 3 года эксплуатации из-за требования местного законодательства проходить дорогостоящую процедуру технического осмотра.

Как выбрать летнюю резину для автомобиля Как выбрать летнюю резину для автомобиля

Аукционный лист


Аукционный лист содержит несколько полей, в которых указываются основные данные об автомобиле, включая пробег и дату выпуска. В отдельном поле указывается способ эксплуатации – к прокатным машинам нужно относиться внимательнее. Есть поле со схематическим изображением машины, на котором указываются основные дефекты – вмятины, сколы, царапины. Каждый автомобиль получает оценку от 1 до 6 баллов с шагом 0,5 балла, для экземпляров до года в идеальном состоянии предусмотрен критерий оценки S. Соответственно, нужно выбирать машину с оценкой не ниже 5 (иногда можно опуститься до 4-4,5, закрыв глаза на дефекты по кузову). Естественно, что цена напрямую зависит от аукционной оценки.

Основные оценки и дефекты:

  • S – машина не старше 12 месяцев с пробегом до 10 тыс. км без каких-либо дефектов на лакокрасочном покрытии и стеклах;
  • 6 – автомобиль имеет возраст до 3-х лет и пробег не более 30 тыс. км, допустимы мелкие царапины на краске, устраняемые полировкой;
  • 5 – автомобиль в отличном состоянии, имеет пробег до 50 тыс. км и незначительные дефекты на кузове;
  • 4,5 – на одометре может быть до 100 тыс. км, допускается ремонт деталей кузова со вторичной окраской;
  • 4 – пробег до 150 тыс. км, на кузове могут быть дефекты или следы ремонта, но серьезных ДТП в прошлом с автомобилем не было;
  • 3,5 – автомобиль находится в среднем состоянии и имеет явные дефекты по кузову и салону, но с технической части машина исправна;
  • 3 и ниже – автомобили пригодны для разборки на запчасти.

Также на аукционы попадают автомобили, разбитые в авариях или восстановленные после ДТП, а также побывавшие в воде. Такие машины получают оценку с литерой R в начале, второй символ указывает на тип проблемы. Для автомобилей после легкого ДТП присваивается код RA, после сильной аварии машина получает оценку RB. Важно понимать, что единых критериев присвоения оценок в Японии нет. На одном аукционе машина получит оценку 4, на другом, из-за более высокой квалификации приемщика или внутренних требований, оценка составит 3,5.

Соответственно, несколько изменится цена продажи, на чем и играют местные перекупы. Типичный пример – на аукционе с высокими стандартами выкупается автомобиль с оценкой 3,5, который затем продается уже с оценкой 4 на своей площадке. Разница идет в карман владельцу, а неопытный покупатель получит машину с дефектами и отдаст лишние деньги. В Японии есть четко работающий механизм проверки истории продаж, поэтому машину можно легко проверить и найти предыдущие торги с указанием оценки.

Способы покупки


Наиболее распространенный метод – заказ автомобиля в компании, занимающейся поиском, приобретением и вывозом машины из Японии. После прибытия автомобиль нужно провести через таможню и получить электронный ПТС. Вариант очень удобный, взамен покупателю нужно заплатить за услуги посредников.

Вторая схема рассчитана на людей, хорошо знающих японский язык или имеющих родственников в Японии. В этом случае автомобиль выкупается на аукционе, доставляется в порт и вывозится в Россию. Самостоятельное приобретение позволяет сэкономить, но есть сложности – получение визы в Японию в реалиях 2025 г. достаточно сложный процесс. Есть еще один способ – покупка машины из стока ввезенных в РФ экземпляров, подобные стоянки есть во Владивостоке и еще ряде городов Дальнего Востока. Ассортимент машин достаточно скудный, а цены будут выше, чем при ввозе автомобиля из Японии.

Обращение к посредникам позволяет обойти санкции на отгрузку автомобилей из Японии – под запрет подпадают автомобили с электромотором, двигателем внутреннего сгорания объемом свыше 1,9 л или с гибридной силовой установкой. У посредников отработана технология – машина заявляется на вывоз в одну из стран Юго-Восточной Азии с транзитом через порт в РФ. По прибытии в Россию автомобиль сгружают и передают на таможню, никакого нарушения российского законодательства нет. Японская сторона также смотрит на нарушение сквозь пальцы.

Иногда отрабатывается другой маршрут – ввоз в РФ через страны Юго-Восточной или Средней Азии, причем машины сразу едут во Владивосток, а «путешествуют» по странам только документы. Естественно, что обходные маршруты требуют затрат времени, иногда с момента покупки в Японии до таможенной очистки в России проходит до 3 месяцев.

Примерный алгоритм действий


На начальном этапе придется искать посредника, поскольку выезд в Японию за автомобилем в реалиях 2025 г. можно отнести к категории фантастики. Кроме того, будут сложности с участием в аукционе. Поиск посредника достаточно сложный процесс из-за обилия предложений и большого числа не слишком добросовестных людей. В идеале нужно обращаться к посредникам, с которыми уже работали родственники или знакомые. Отзывы также не являются надежным способом определения репутации – каждая ситуация ввоза машины отличается условиями, а положительные отзывы можно «накручивать». Обязательное условие при работе с посредником – все действия должны основываться на договоре, в документе нужно четко прописывать условия выкупа и доставки с указанием цены, а также услуг по таможенному оформлению.

После обработки информации посредник высылает счет на оплату с указанием итоговой суммы в йенах. На этом этапе возникает вторая сложность – нужен банк, подключенный к системе SWIFT для конвертации и перевода денег в японский банк. Наверняка, к итоговой сумме добавится комиссия – банк почти всегда конвертирует рубли в йены по не слишком выгодному курсу. В счете всегда указывается срок оплаты, составляющий не более 5 дней. С момента внесения денег до их поступления на счет в японском банке иногда уходит до 2-3 дней, что нужно учесть перед оплатой. Нужно сначала найти банк с работающим SWIFT, а только потом запрашивать счет на оплату.

Поскольку посредники чаще всего находятся на Дальнем Востоке, то необходимо выслать пакет документов. Понадобится нотариально заверенная копия паспорта, данные об ИНН и СНИЛС. Список документов сообщит посредник вместе с информацией об адресе доставки. Отправку обычно доверяют транспортным компаниям, несущим ответственность за груз и сроки. С 2023 г. оформление ввезенных автомобилей из Японии возможно без присутствия покупателя только при условии регистрации человека на территории Дальневосточного Федерального округа.

На помощь вновь приходит посредник, делающий временную регистрацию. Автомобиль оформляется как ввезенный на гражданина РФ с минимальной ставкой пошлины утилизационного сбора.

Посредник сопровождает сделку до момента таможенной очистки, покупатель только оплачивает присылаемые счета. После таможни машина должна получить ЭПТС и СБКТС – документы выдают сертифицированные организации, требующие оплаты своих услуг. От покупателя требуется предварительно зарегистрироваться на сайте базы электронных ПТС – в противном случае выписать паспорт не получится. Поскольку автомобили из Японии поступают в основном во Владивосток, то требуется вывезти машину по месту жительства покупателя. Владелец может отправиться в дорогу сам либо воспользоваться услугами железнодорожного транспорта или автовоза. Стоимость услуги зависит от ряда факторов, срок доставки иногда составляет более месяца.

Затраты на таможню


Цена таможенного оформления зависит от возраста автомобиля и его цены в Японии. Иногда брокеры пытаются сэкономить средства покупателю по его просьбе или иным причинам и сознательно занижают цену выкупа. Через некоторое время таможня вскрывает обман – цена машины на аукционе легко проверяется по открытым источникам. В результате владелец вынужден доплачивать разницу. Утилизационный сбор по минимальной ставке рассчитывается только в случае покупки автомобиля для себя и личного использования на протяжении года. Льготный тариф распространяется на автомобили с двигателем объемом не более 3 л. Если владелец ввезет и оформит на себя второй автомобиль на протяжении этого года, то на него распространяется ставка утилизационного сбора без скидок. Льготы не распространяются на автобусы с числом мест свыше 12 и грузовые автомобили.

Постановка на учет


Для постановки на учет требуется диагностическая карта и оформленный полис ОСАГО. При непосредственном визите в МРЭО нужны бумажные экземпляры пассажирской таможенной декларации и таможенного приходного ордера (выдаются после оформления машины на таможне брокеру, который вел сделку). Также нужно заранее заполнить заявление о необходимости регистрации автомобиля. Рекомендуется взять с собой акт приема-передачи, копию электронного ПТС и копию свидетельства СБКТС.

При постановке на учет нужно учесть важный нюанс – по закону с даты оформления ЭПТС у владельца есть 10 дней на поставку на учет. С учетом времени в пути уложиться в этот срок нереально, что может стать причиной штрафа. Сумма наказания невелика, хотя можно сэкономить и обмануть систему. Достаточно выждать 70 дней с момента оформления ЭПТС, которые являются сроком давности для нарушения правил регистрации. После оформления регистрации нужно заказать номера, на ряде японских автомобилей спереди и сзади предусмотрены площадки под квадратные пластины – подобные знаки разрешены и в России.

Заключение


Покупка подержанного автомобиля в Японии с последующим ввозом в РФ осуществляется в подавляющем большинстве случаев через посредника. Всегда нужно заранее планировать бюджет и закладывать деньги на таможенное оформление, стоимость которого заметно ухудшает выгоду от покупки машины в Японии. Сам процесс приобретения занимает от пары дней до нескольких месяцев и зависит от требований покупателя к автомобилю. Еще 1-2 месяца займет процесс доставки в порт, перевозки в РФ, таможенного оформления и доставки по месту жительства.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?